Манки (41)
    Манки Дичь (19)
    Манки Беркут (1)
    Манки Егерь (12)
    Манки Hunterhelp (8)
    Манки Биофон (2)
    Чучела (7)
 

 
 


Вход в аккаунт

Логин
Пароль


Забыли пароль?
Регистрация



Все про манки

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОХОТЫ С МАНКОМ

Источник: КОЛЬЧУГА .ru

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОХОТЫ С МАНКОМ

Охота с манком - это такая охота, при которой охотник с помощью природных или технических вспомогательных средств подманивает дичь к тому месту, где он стоит или сидит.
Охотой с манком, в узком смысле этого слова, называют подманивание дичи путем имитации звуков, издаваемых тем видом, на который ведется в данный момент охота. Это делается с помощью естественных средств или искусственных подманивающих инструментов - манков.
В широком смысле слова охота с манком включает еще использование различных подманивающих средств (например, манных птиц, живых мышей в клетке и т. п.). Сюда же относится и специфическое поведение охотника (особые движения) с целью подманивания дичи.
При охоте с манком охотник целенаправленно воспроизводит акустические, оптические, химические (запах манных мышей) сигналы, чтобы привлечь определенный вид дичи, отдельное животное или птицу.
Часто к охоте с манком относят также и охоту с использованием филина (или другой ночной хищной птицы, а также их чучел). Это, однако, неоправданно, потому что такая охота, кроме манной птицы, требует еще и другого охотничьего оборудования - сторожки и дерева с обрубленными сучьями, на которое садится подманиваемая птица. Поэтому такой вид охоты должен считаться самостоятельным.
Также и охоту на хищных птиц и зверей, одичавших собак и кошек, на ворон и сорок с использованием падали и всех необходимых для этого принадлежностей, таких как яма для падали, волокуша, сторожка и т. п., следует рассматривать как самостоятельный вид охоты.
Особыми формами охоты с манком являются:
- охота с манком на оленя;
- охота с манком-листом на косулю;
- охота с манком на лисиц и других хищных пушных зверей и хищных птиц.
Охота с манком, как и охота скрадом, - один из старейших методов охоты, который практиковался еще в первобытном обществе. Такой вид охоты при тогдашнем несовершенном оружии был очень важен, так как он давал возможность охотнику ближе подойти к дичи и облегчал ее добычу. Со времен палеолита охотники обманывали самцов северных и благородных оленей во время гона, ставя себе на голову череп оленя с рогами, подкрадывались к самцу, имитировали его призывный крик и с близкого расстояния поражали бросавшееся на их имитирующий крик животное.
Большое значение при охоте с манком имеет имитация звуков того вида диких животных, на который ведется охота, или других видов диких зверей и птиц. Для того чтобы естественно имитировать эти звуки, их нужно воспроизводить с правильной высотой (частотой), силой (амплитудой), окраской и, при необходимости, ритмом, а также мелодией (чередованием тонов). При этом высота тона имеет особое значение.
Следует также учитывать, что имитация звуков в том или ином конкретном случае зависит не только от вида животных, но и внутри одного вида от пола и возраста животного и, кроме того, может колебаться в зависимости от индивидуальных особенностей животного. Индивидуальные различия в издаваемых животными звуках определяются территорией (у животных тоже есть диалекты!), временем года, погодой, климатом, физическим и психическим состоянием животного. В свою очередь психическое состояние животного определяется половым и охотничьим инстинктом, чувством стадности и т. д.
Определенные виды животных, например вороновые, имитируют акустические явления окружающей живой и неживой природы. Как и в биоакустике вообще, здесь тоже много неясного. Так, раньше полагали, что сойка имитирует крик сарыча. Со временем удалось установить, что такой крик является свойственным этому виду криком, издаваемым при токовании. Имитирует же сойка крик домового сыча.
Человеческое ухо воспринимает в основном колебания в диапазоне звуковых частот от 16 до 20 000 Гц. Частота колебаний выше 20000 Гц относится к ультразвуковому диапазону.
Звуки, издаваемые животными, очень разнообразны и воспринимаются человеком неодинаково в силу индивидуальных слуховых возможностей, а также по причине часто встречающихся нарушений работы слухового аппарата. Этим объясняются иногда очень противоречивые данные о голосах животных в литературе, например по благородным оленям.
Неоднократно делались попытки воспроизвести голоса животных обычными средствами нашего буквенного и нотного письма. При чрезвычайном разнообразии голосов животных такое их изображение несовершенно и может использоваться только лишь как вспомогательное средство при распознавании того или иного звука в природе. У животных, являющихся предметом охоты, передача издаваемых ими звуков буквами оправдала себя больше всего. С помощью нотных знаков можно передать только голоса немногих видов пернатой дичи. Кроме того, этот метод очень субъективен, требует знания нот, поэтому он не нашел широкого распространения. Лишь многократное прослушивание голосов животных в природе позволяет правильно их воспроизводить, запоминать и впоследствии имитировать. Также и качественные записи на магнитной ленте голосов животных могут оказать при этом ценную помощь.
В этой книге делается попытка с помощью прослушивания голосов животных в природе, а также изготовления соответствующих магнитофонных записей и их анализа возможно точнее передать те или иные звуки, издаваемые животными. Они изображаются буквами с расстановкой в случае необходимости ударений. На основании такой записи, как правило, даже неопытный охотник может правильно подражать тем или иным звукам, чтобы затем после многократного прослушивания запомнить их.
Необходимо использовать любую возможность, чтобы во время охоты слушать наиболее характерные голоса животных, правильно их имитировать и запоминать. Так, при охоте котлом задетый дробью или недобитый заяц всегда издает жалобный крик (крик раненого зайца). Также и при посещении зоопарков и вольер с животными следует обращать внимание на голоса животных, важные для охоты. Далее следует, если позволяют условия, сразу же на охоте попробовать подражать услышанным звукам. Однако при первых упражнениях охотника по имитации звуков поблизости не должно быть диких животных, которым это принесло бы беспокойство. Поэтому услышанные в природе звуки следует сначала научиться имитировать дома. На охотничьем участке свое имитационное искусство следует пробовать только тогда, когда уже будет приобретен определенный навык в использовании, например, манка-листа на косулю.
Охотники, не имеющие предварительных навыков в подражании голосам животных, должны сначала попытаться имитировать легко воспроизводимые звуки животных, не являющихся объектом охоты и частично инстинкта стадности, особенно зависит от времени и погоды. Поэтому охотник должен точно знать, когда, где, как, почему и при каких условиях дикие животные издают те или иные звуки.
Кроме того, он должен точно понимать поведение дичи в момент охоты с манком (особенно во время гона), чтобы правильно настроиться на охоту. Необходимо иметь в виду, что животные могут издавать и такие звуки, которые очень похожи на наиболее известные подманивающие голоса. Например, крики поднявшихся на крыло молодых ястребов, сарычей и лесных ушастых сов похожи на крик теленка косули. Прилетающего на этот крик сарыча интересует вовсе не косуленок, а предполагаемые призывные крики его птенцов. Также и лесные куницы идут на крик косуленка, потому что их детеныши издают похожие звуки.
Подманивающие звуки охотник может издавать естественным путем, голосом или ртом с участием рук, а также усиливающих звук вспомогательных средств или инструментов. Искусство издавать подманивающие звуки раньше было широко распространено. Сегодня лишь немногие охотники владеют им. Как правило, не хватает времени на тренировку и, кроме того, для этого необходимы определенные музыкальные способности, особое умение и часто даже талант. И все же, несмотря на усиленную тренировку, иногда в самый решительный момент охотник издает фальшивые тона. Поэтому современный охотник - за немногими исключениями, о которых будет сказано ниже, - в основном предпочитает пользоваться покупным или самодельным манком, потому что с его помощью можно легко научиться издавать подманивающие звуки и, кроме того, манок позволяет правильнее, равномернее и увереннее имитировать их. Если манка на охоте случайно не оказалось, а возможность для подманивания благоприятная, то и сегодня охотники пытаются издавать соответствующие подманивающие звуки с помощью естественных средств.
Манки должны быть постоянно готовы к работе. В связи с этим к ним предъявляются определенные требования. Так, все манки должны быть правильно настроены. Манки с постоянной настройкой следует предпочитать манкам с изменяемой настройкой, так как последние часто или сами по себе или по неопытности охотника настройку изменяют. Такие манки в руках неумелого охотника издают фальшивые тона, которые не подманивают дичь, а пугают ее.
С помощью манков воспроизводятся всегда основные тона. Их следует модулировать с помощью рук, рта, а иногда и голоса таким образом, чтобы подманивающие звуки по высоте тона, силе и окраске звука, а иногда и чередованию тонов и ритму воспроизводились как можно ближе к их естественному звучанию.
С манками всегда следует обращаться осторожно, хранить их в сухом и чистом месте. Прежде всего внутрь инструментов не должны попадать грязь и другие инородные тела. При пользовании манком следует избегать попадания в него слюны (вдувать сухой воздух!). Если это все же произошло, манок следует продуть с обратной стороны, а если он разборный, то разобрать его и тщательно очистить.
Манки следует хранить дома в самодельной замшевой или холщовой сумке . Хрупкие манки, такие как самодельный манок на куропатку (см. рис. 30), следует тщательно завернуть в чистую тряпочку и положить в пластмассовую коробочку, так чтобы они не двигались в ней даже при ее встряхивании. В таких коробочках манки переносят во время охоты в кармане куртки, ягдташе или в рюкзаке. Ни в коем случае их нельзя класть туда без упаковки, так как при этом они легко загрязняются, забиваются, теряют свою настройку или повреждаются каким-либо другим образом. Маленькие манки во время охоты целесообразнее всего прикрепить коротким тонким зеленым шнуром к отвороту куртки или к верхней петле. При этом их следует подвешивать так, чтобы они не стучали по охотничьему биноклю или по (не обтянутой материей) пуговице. Прикрепленные таким образом манки можно в любой момент взять в рот, а также вынуть изо рта без помощи рук. Это важно, потому что при охоте с манком часто требуется, чтобы обе руки были свободны.
Манок "Гераклова труба" и другие более крупные манки охотнику во время охоты лучше всего носить в самодельном, сшитом из парусины или замши футляре, подвешенном за ремень на шею, из которого манок можно легко достать (например, ослабив быстро распускающуюся шнуровку).
Отдельные манки описаны в разделах, посвященных различным видам дичи. В основном охотник носит с собой только необходимый в данном случае манок или вспомогательное средство (например, манок-лист во время охоты на косулю, манок на оленя во время гона оленей). Напротив, манок, имитирующий крик раненого зайца, и манок, имитирующий писк мыши, нужно всегда брать с собой на охотничий участок, чтобы при удобном случае подманить лисицу или других пушных зверей и хищных птиц. Также манок на вяхиря, манок, имитирующий крик домового сыча, и манок на сороку должны быть постоянными спутниками охотника.
Для подманивания дичи наряду с подманивающими звуками охотник использует также искусственных манных птиц (чучела гусей, уток, ворон и т. д.), а также другие подманивающие средства (например, живых мышей в клетках).
К экипировке охотника с манком, кроме ружья с оптическим прицелом, надульника и соответствующих боеприпасов и патронташа, относятся также охотничий бинокль, охотничий нож, по возможности манок-лист, охотничий рог в рюкзаке, охотничья трость или альпеншток и охотничий рюкзак (по возможности оснащенный встроенным откидным сиденьем) с противопотной прокладкой, полиэтиленовый мешок для внутренностей оленя. Далее охотник всегда должен носить с собой в рюкзаке надувную резиновую подушку (для сидения на вышке или на земле при любой погоде), теплое шерстяное одеяло или спальный мешок, свитер и карманный фонарик. Не следует забывать, естественно, и об индивидуальном перевязочном пакете.
Собаку на охоту с манком взять можно, но более целесообразно держать ее на достаточном удалении от места охоты (например, на косулю во время гона).
Одежда охотника с манком должна в первую очередь соответствовать обстановке, кроме того, защищать от непогоды и быть удобной в носке.
Так как при охоте с манком дичь часто приближается вплотную к охотнику, он должен быть хорошо замаскирован и, следовательно, не только зимой, но и летом носить рукавицы соответствующей окраски. У рукавиц должен быть отделен указательный палец или на нижней стороне правой рукавицы должен быть разрез для просовывания указательного пальца с целью облегчения стрельбы.
Охота с манком проводится, как правило, одним охотником и поэтому является формой одиночной охоты. При охоте с манком наряду с общими положениями техники безопасности при ведении охоты и техники безопасности при обращении с оружием и боеприпасами следует соблюдать меры предосторожности, существующие при охоте скрадом и охоте на засидке.
Здесь следует указать на то, что не только охотник, но и "вооруженные" только лишь магнитофоном и фотоаппаратом натуралисты перед входом в зону охоты должны непременно отметиться у ответственного за охоту. Это необходимо для того, чтобы соблюсти меры предосторожности, избежать досадных взаимных помех и не помешать собственно проведению охоты. Далее, охотники с фотоаппаратом и магнитофоном должны - не в последнюю очередь в собственных интересах - избегать причинения всякого беспокойства диким животным.
Охота с манком ведется на описанных в последующих разделах диких животных в рамках разрешенной охоты согласно директивам по освоению территорий и отстрелу животных, а также в соответствии с планом отстрела.
Для охоты с манком на все виды животных и во все времена года лучше всего подходит безветренная погода, так как в этом случае подманивающие звуки особенно далеко слышны. Различия в требованиях, предъявляемых к погоде в зависимости от вида дичи, будут рассмотрены ниже более подробно.
При охоте с манком охотник должен располагаться правильно по отношению к направлению ветра, если только он не подает подманивающие сигналы с охотничьего лабаза. Последнее, однако, не часто имеет место, так как окрестности лабаза животные очень скоро начинают избегать.
Со своего места стоянки или засидки при охоте с манком охотник должен иметь хороший обзор, необходимое поле стрельбы, а также достаточно места для манипулирования ружьем и хорошую маскировку. При плохой видимости или недостаточной освещенности подманенное животное может незаметно приблизиться к охотнику и затем, испугавшись неверного звука, изданного манком охотника, отпрыгнуть в сторону, что может повлечь за собой поспешный и неточный выстрел.
Перед тем как встать на место, охотник всегда должен сначала очистить и утоптать участок земли, чтобы потом, если животное подойдет не с того направления, откуда его ждут, можно было бесшумно повернуться. На место стоянки охотник должен приходить настолько бесшумно, насколько это возможно, и вести себя абсолютно тихо и спокойно с учетом того, что животное часто приближается к охотнику вплотную.
После прибытия на место стоянки охотник сначала выжидает некоторое время, чтобы потревоженные его движением животные могли успокоиться. Только после этого он начинает издавать подманивающие звуки. Нужно использовать манок только в том месте, где действительно есть соответствующая дичь. Например, вряд ли целесообразно в местности, где отсутствуют зайцы, подманивать лисицу криком раненого зайца.
Как правило, манок при охоте на все виды дичи не следует использовать слишком долго и часто. Напротив, нужно издать только несколько подманивающих звуков и после некоторой паузы повторить их. Более подробно об этом будет сказано в разделах об охоте на отдельные виды животных.
Издав подманивающие звуки, охотник должен пристально наблюдать, чтобы своевременно распознать приближающееся животное и соответствующим образом построить свое поведение. Как только животное достаточно приблизится, подманивание нужно прекратить, так как животное может распознать искусственное происхождение звуков и убежать.
Пойдет ли животное на подманивающие звуки или нет - зависит от различных факторов. Так, вышедшая на охоту голодная лисица, как правило, сразу же идет на подманивающие звуки, в то время как возвращающаяся с охоты сытая лисица вообще не реагирует на сигналы манка.
Призывающий самку самец косули едва ли обратит внимание на сигналы охотника, а одинокий самец на участке с небольшим числом самок, напротив, прибежит на звук может быть даже фальшиво звучащего манка-листа. Поведение подманенного животного в зависимости от вида дичи всегда различно. Животные иногда приближаются медленно и осторожно, иногда легкой рысью, а иногда и размашистым галопом.
Поскольку дикое животное может появиться в любое время и неожиданно, охотник должен быть всегда подготовлен к стрельбе. Следует медленно и осторожно поднимать ружье еще при приближении животного, а не тогда, когда животное будет уже на расстоянии выстрела.
Любого движения, за исключением иногда необходимого медленного поворота головы, следует избегать. Необходимые движения нужно производить тогда, когда животное не смотрит в сторону охотника или когда оно скрыто от него. Стрелять можно только убедившись, что подошло именно то животное, которое подманивалось, и если оно заняло положение, благоприятное для выстрела.
Всегда следует иметь в виду, что на звук манка может прийти совсем не то животное, на которое ведется охота, например при имитировании крика сойки прилетает сарыч.
Если приблизилось животное, в которое стрелять нельзя, то охотник покидает укрытие только после того, как животное удалится. Если охотник не выстрелил, он должен покинуть свое место незаметно для животного. Если этого сделать нельзя, то нужно удалиться по возможности с большим шумом. Этим животное будет меньше испугано, чем непреднамеренным, но неизбежно шумным уходом с места стоянки.
Так же как начинающий охотник с использованием ловчей птицы учится сначала не с настоящей ловчей птицей, а использует "тренировочную птицу" (например, сарыча), так и будущий охотник с манком должен испытать свое имитационное искусство сначала на "тренировочных" животных. Это прежде всего не подлежащие охоте птицы, часто встречающиеся в лесу и поле, крики которых легко поддаются имитации и которые хорошо идут на хоть сколько-то правильное подманивание. Благодаря этому охотник может приобрести первые навыки в имитации голосов животных и выработать правильное поведение при подманивании. Частичные успехи, которых удается достигнуть при этом, дают необходимую уверенность в своих силах при последующем овладении несколько более сложным искусством имитации голосов диких животных. Кроме того, такие упражнения в подманивании животных, приближающихся к охотнику на расстояние в несколько метров (например, неясыть иногда садится прямо на шляпу охотника), оставляют много интересных впечатлений.
Наиболее пригодна в качестве "тренировочной" птицы неясыть. Самец, главным образом в период спаривания, который начинается уже в конце декабря, издает свое известное "хуу-ху-хуу". Третий слог при этом особенно долгий и подчеркнутый. Этот крик можно очень легко имитировать с помощью манка на голубя. Для этого манок прижимают к губам и дуют в него сначала долго, затем коротко, потом опять долго. Очень легко манком на голубя имитировать крик кукушки "ку-ку" или при двойном крике "кук-ку-кук". Для этого инструмент подносят к губам и два раза подряд коротко дуют в него. При этом маленькое окруженное черной каемкой отверстие в задней части манка при первом звуке остается открытым, в то время как для получения второго тона оно закрывается указательным пальцем. Крик неясыти и кукушки можно также имитировать ртом. Кукушка после своего крика часто издает глухой фыркающий звук, который можно изобразить как "ха-ха-хах". Его также можно имитировать ртом.
Хорошо имитируется с помощью манка на голубя и ртом также трехсложный крик кольчатой горлицы "ху-ку-ку". Этот крик можно слышать главным образом с марта до середины июля. Для имитации крика с помощью манка на голубя в манок дуют при закрытом отверстии с черной каемкой три раза. При этом второй слог "ку" нужно выделять особо.
Крик иволги "глю-глюо" также можно легко имитировать с помощью соответствующего манка.
Снегиря с помощью имитации его монотонного свиста "пюйе" можно подманить на расстояние в несколько шагов. Дятловые также пригодны в качестве тренировочных птиц; из них лучше всего на звук манка прилетает черный дятел. Его растянутый, однотонно звучащий крик "пююйе" имитируется очень легко.
Для тренировки в подражании голосам животных следует послушать характерное кудахтанье курицы, которая только что снесла яйцо, запомнить его и постараться воспроизвести. Это может оказаться полезным не только для тренировки, но и позднее для практической охоты с манком.
Не только для охоты с манком, но и для ведения охоты вообще лучше, если охотник умеет имитировать крики часто встречающихся птиц, которые они издают, находясь в спокойной обстановке. Это, например, призывные крики "дук-дук" или "так-так" черного дрозда, "цик" крапивника и "цик" или "шник" малиновки. С помощью искусно воспроизведенных криков птиц часто удается преследуемую или подманиваемую дичь, если она что-то заподозрила, снова сделать доверчивой.
Кроме того, причиняя минимальное беспокойство окружающей природе, можно заставить остановиться быстро пробегающего мимо кабана или вскинуть голову пасущегося в высокой траве самца косули, чего труднее добиться сигналом охотничьего рожка или свистом. Также легко имитируемое с помощью рта кваканье лягушки "эррек-эррек-брэкэкэ-брэкэкэ-коакс-коакс" может пригодиться на охоте. Замолкнет, например, перед идущим охотником лягушиный хор в болоте, насторожится стоящий за болотом самец косули и преждевременно сорвется с места. Но если охотник несколько раз удачно проимитирует лягушечье кваканье, то сразу же снова начнется лягушиный концерт, и самец косули будет спокойно продолжать поедать траву.

Примеры Электронных Манков
Манок на пластинках

Манок на пластинках
Манок на пластинках является первым электронным манком, созданным человеком! На одну пластинку для манка записывалось от 2 до 10 голосов. У манка имелся выход для подключения выносных динамиков и усилителей.
На первых пластиках были записаны в основном голоса ворон, гусей и уток.
Есть предположения, что до этого для охоты использовались манки - патефоны,Но мы не смогли найти их.

Кассетный манок
Кассетный манок
Кассетный манок представляет из себя устройство, напоминающее по компактности и функциональности плеер:
лентопротяжный механизм, магнитная головка, специальная кассета с магнитной лентой, тумблер громкости и тумблер выбора канала, громкоговоритель.
Кассета с голосами дичи устроена таким образом, что магнитная лента не имеет ни начала, ни конца. Она протягивается вкруговую.

Чиповые манки
Манок Songbird
Электронные манки на флешь чипе может иметь на одном чипе в зависимости от его емкости от 4 до 15 голосов также имеет встроенный динамик с возможностью подключения выносных динамиков и усилителей. Также существуют электронные манки на других носителях, например CD, MD. Манки на электронных носителях также могут оборудоваться пультами дистанционного управления с возможностью регулировки громкости и смены голосов с радиусом действия до 30 метров по открытой местности. Манок Lockvogel Питание устройства может осуществляется как от батареи типа Крона, аккумулятора и от прикуривателя в машине.
В РОССИИ популярны электронные манки фирм BIRD SING(Германия), LOCKVOGEL, MULTIFON (Италия)
Фирма "Multifon" более 30 лет представляет на рынок электронные манки высокого мирового уровня. На чипах имеются записи практически всех представителей фауны нашей страны. Прибор является незаменимым помощником для любителей природы. Особое значение прибор имеет для специалистов охотничьих хозяйств и их клиентов.


Примеры механических манков
Манок на утку
манок на бекаса
Манок на утку
манок на утку
Манок на крякву
манок на крякву
Манок на гуся
манок на гуся
Манок на белолобого гуся
манок на белолобого гуся
Манок на оленя
Манок на оленя в виде гофрированной металлической трубки, свитой в спираль.
Манок на хищника
Манок на хищников (преимущественно лиса), имитирующий пронзительный крик
Манок на лису
Манок имитирующих писк мыши для приманивания лисиц


Утиные и гусиные манки.

Автор: Геннадий Шарко (Стравински)
Источник: HUNTCLUB (c)

Утиные и гусиные манки.

Геннадий Шарко (Стравински)

Согласно исследований зарубежных зоологов (Joslin, 1967; Theberge, Falls, 1967; Harrington, Mech, 1982; Harrington, 1986) животные, в частности волки, более охотно отвечают на живой голос человека – вабельщика, чем на магнитофонную запись. Объяснить это можно в частности тем, что большинство электронных воспроизводящих устройств в "полевом" исполнении имеют большой процент динамических искажений и содержат гармоники, что позволяет животным и птицам безошибочно отличать живой звук от записи. Приводя в пример именно эти исследования, я хочу отметить, что волк является наиболее умным и сообразительным животным, обитающим в наших лесах, а общение голосом,(вой) – основной вид коммуникации помимо пахучих точек и визуальных отметок.

А в апреле 2004 года мне, автору этих строк, удалось на гусиной охоте убить на коротке матерую волчицу, которая была привлечена видом гусиных чучел и живым звуком гусиного манка. Хорошо сделанные и настроенные утиный и гусиный манки, безусловно, являются самыми эффективными средствами привлечения птиц, и не только птиц, как следует из вышеописанного опыта.

Подсадная утка может оказаться совершенно негодной, подсадной дикий гусь может "разогнать" подлетающую стаю, манок – никогда.

Все зависит от качества изготовления манка и ваших способностей извлекать из него звуки. Последнее требование в большинстве случаев пугает многих охотников, но, как говорят в народе, глаза боятся - руки делают, и сейчас мы и попытаемся разобраться, что такое хороший утиный и гусиный манок, и как из него извлекать звуки.

Немного истории.

Своим появлением утиные и гусиные манки обязаны американцам с восточного побережья США. Первые упоминания об утиных манках относятся к 1854 году – на американской гравюре под названием "Утиный выстрел" изображен охотник с манком “Tongue Pincher Call”. Этот манок устроен в виде двух деревянных тоновых досточек с воздушным каналом, между которыми располагается металлический язычок, и скрепленных металлической трубкой – горном. Такие манки можно до сих встретить на прилавках наших магазинов в виде дешевых поделок, н надо честно сказать, что такой манок никуда не годен. Звук такого манка очень далек от оригинала, однако на заре появления первых утиных манков они пользовались спросом.

Фред Аллен (Fred Allen) – впервые его имя упоминается в 1863 году в связи с появлением утиных манков. В 1870 году Чарльз Граббс (Charles Grubbs) претендует на звание первого человека, торгующего манками на коммерческой основе. 1885 год – первый патент на гусиный манок Дэвиса Фуллера (Davis Fuller). 1903 год – Август Кахлемейрер (August Kuhlemeirer) патентует утиный манок нового типа, где используется одна тоновая доска с воздушным каналом, закругленная особым образом. С этого момента манки приобретают современный вид. В 1936 году состоялся первый чемпионат по способам и методам подманивания дичи. Победителем того чемпионата стал Том Велш (Tom Welsh) – первый и единственный победитель подобных чемпионатов, который использовал только собственный голос! На последующих многочисленных американских чемпионатах выигрывали только с использованием манков.

Это немного из истории, а теперь об устройстве современного утиного или гусиного манка. Манок состоит из 4-5 основных частей. Ствол, вставка (или горн), которая вставляется в ствол. Вставка/горн может быть выполнена заодно с тоновой доской, чаще всего у утиных манков (Стиль Арканзас), у гусиных манков тоновая доска вставляется в горн и вместе с язычком закрепляется пробкой. У тоновой доски, выполненной как одно целое вместе с горном, язычок вставляется в специальное углубление и также закрепляется пробкой.

В качестве материалов для изготовления манков более всего используются акрилики (оргстекло) и твердые породы деревьев, в качестве пробки – натуральная пробка или кедр. Есть особые породы деревьев – палисандры (Cocobolo, African Blackwood), которые обладают уникальными резонансными свойствами и используются для изготовления самых богатых звуком манков. В случае выбора пластикового или деревянного манка надо исходить из того, что манки, выполненные из акрилика, совершенно не боятся влаги, при этом правильно сконструированные и сделанные, они обладают очень неплохим звуком. Охотникам, которым требуется самое отличное качество я порекомендовал бы манки, изготовленные из палисандра или, как минимум, вставка и тоновая доска такого манка должны быть сделаны из палисандра. Вставка, тоновая доска и язычок, это три главные детали манка, которые определяют его звук.

Такие манки из дерева требуют особого ухода: после охоты манки следует разбирать на две части, разделяя вставку и ствол и аккуратно протирать сухой тряпочкой, старясь не погнуть язычок. Также следует протирать манок льняным маслом или обрабатывать ваксой на основе пчелиного воска или воска карнаубы. Не следует хранить такие манки вблизи нагревательных приборов и на солнце, а после длительного хранения обязательно проверять насколько плотно во вставку вставлены тоновая доска с язычком и пробкой. При правильном уходе деревянный манок сохраняет свои рабочие качества десятилетиями.

Все сказанное выше относится в первую очередь к манкам, изготовленным вручную, т.е. к кустарным. Купить хороший манок и, тем более, дешевый заводского изготовления – увы, таких чудес не бывает. Основными производителями кустарно изготовленных манков, безусловно, являются американцы. Годовой оборот продажи только утиных и гусиных манков достигает в США нескольких миллионов долларов. Утиные и гусиные манки являются объектами коллекционного собирательства, а стоимость особенно редких, антикварных манков достигает нескольких тысяч долларов.

Какие именно манки делают американские кустари? В первую очередь, это утиные манки на крякву – утку, особо почитаемую охотниками в США. Это может быть двуязычковый (double reed) или одноязычковый (single reed) манок. В двуязычковом манке два язычка из майлара (пластик) разной толщины находятся друг над другом. Это самый простой способ получить наиболее близкий по звучанию к кряковой утке манок. Мастера своего дела – победители различных американских состязаний - не просто используют два язычка разной толщины из майлара, а стачивают пластик в определенных местах, добиваясь ещё более правдоподобного звука и возможно характерного именно этому производителю.

Недостатком двуязычковых манков является их частое залипание и относительно тихий звук. Залипание язычка, это когда резко меняется звук, это бич любого манка. Но, например, у одноязычкового утиного манка он происходит реже, а в некоторых случаях такие манки вообще лишены этого недостатка. Многие профессиональные охотники-проводники в США предпочитают именно одноязычковые манки на крякву.

Второй вид наиболее популярных в США манков, это гусиные манки на Канадскую Казарку. Эти манки относятся к классу короткоязычковых (short reed) инструментов. К сожалению, этот гусь практически не представлен на территории России, поэтому я не буду на нем останавливаться, но для того, чтобы вы по ошибке не купили такой манок должен сказать, что такие манки имеют обозначение, как "Сanada Goose", "Canada Honker" или просто "Honker". Кратко их можно охарактеризовать, как манки, работающие в основном на высоких тонах, с питчем - резким переходом, что не характерно для истинных гусей рода Anser (серый гусь, гуменник, белолобый большой гусь).

Третий вид манков представленных в США: манки на Белолобую Казарку - Пискульку. Такие манки имеют название "Whitefronted Goose" или "Specklebelle" (Speckle Belle). Кстати, первое название такого манка не совсем точное поскольку разница между Белолобым Большим гусем (Whitefronted Greater) и Белолобым – Пискулькой (Whitefronted Lesser) очень большая. Если вы покупаете такой манок, то стоит уточнить какой именно гусь имеется в виду. Мне удалось найти в интернете единственного производителя кустарных манков на белолобого большого гуся в США, эти манки были относительно недорогие ($60), но качество звука оказалось никуда не годным. Возможно чуть лучше, чем у фабричных манков.

Что касается Белолобого Большого гуся, то как вид он представлен в США, но в значительно меньшем количестве, чем Канадская Казарка, и не является популярным объектом охоты, поскольку считается, что подманивать его сложно (!).

Где покупать кустарно изготовленные манки? Для этого достаточно в любой поисковой системе набрать следующие словосочетания: Goose Call или Duck Call, и вы получите сотни ссылок на различных производителей и магазины, торгующие манками. Как правило, кустари имеют свои собственные сайты в сети и сами торгуют манками. Здесь обязательно стоит обратить внимание на первую страницу сайта и найти хотя бы какие-то звания и места, которые занимали на чемпионатах эти манки. Дело в том, что в США ежегодно проводится до десятка различных состязаний, и имена лучших производителей манков известны всем интересующимся данным вопросом.

В США очень развита продажа комплектующих частей для изготовления манков, поэтому изготовителем-кустарем может стать практически каждый. Наверняка среди начинающих или не участвующих в чемпионатах кустарей есть одаренные и талантливые люди, но в данном случае прослушивание прикрепленных к сайту звуковых файлов является обязательным требованием при приобретении манка, поскольку халтурщиков хватает и там, их много, а по-настоящему хороших манков, к сожалению, мало. Стоимость хорошего утиного или гусиного манка в США начинается со 150 долларов. В последнее время есть тенденция уменьшения стоимости определенных моделей манков у хороших производителей до примерно 100 долларов за счет использования станков с программным управлением при производстве основных деталей с последующей ручной доводкой, но я лично не тестировал эти манки, поэтому в данном случае можно уповать только на имя производителя.

Таким образом, в США российский охотник может приобрести качественный манок на крякву и на белолобую пискульку.

Что делать с гусиными манками на серого, гуменника и большого белолобого? Заполнить этот пробел можно следующим образом. В отечественных охотничьих магазинах продается достаточное количество американских манков фабричного изготовления класса длинноязычковых на Белолобого Большого гуся (Whitefronted). В оригинале такие манки обладают очень глухим звуком на низких тонах, "выдувать" звуки из такого манка достаточно сложно, поскольку требуется достаточное количество воздуха.

В качестве язычка в таких манках используется майлар черного цвета, этот язычок надо заменить на другой, предварительно отметив иголкой и рисками месторасположение язычка относительно тоновой доски и положение пробки относительно тоновой доски. В качестве нового язычка можно использовать прозрачный майлар, который используется для изготовления упаковок для различного рода продуктов, кондитерских изделий и, например, батареек. Толщина материала в среднем должна быть 0,25 мм, форма язычка должна соответствовать форме оригинального язычка. Попробовав несколько различных вариантов различной толщины, возможно, вы добьетесь более сносного звука на низких частотах.

Другим и более подходящим для этого материалом является армированный стеклотканью пластик, используемый для производства печатных плат. Но в этом случае вам придется поработать надфилями, поскольку найти этот материал нужной толщины (0,2-0,25 мм) невозможно.

Другим альтернативным вариантом, который избавит вас от ненужных хлопот, является приобретение гусиных манков марки Stravinski . Но здесь я бы должен скромно промолчать, поскольку именно я являюсь производителем этих манков с 1998 года.

Теперь о самом главном – как извлекать звуки.

Самое первое и основное правило при использовании любого манка, пытаться повторить то, что слышишь в природе. К счастью, гуси и утки достаточно разговорчивы и практически любой охотник без труда отличит звуки кряковой утки от посвистывания свиязя. С гусями сложнее. Если большинство российских охотников без труда определяет что это гуси, то определить какие именно гуси, как правило, затрудняется.

Сначала о манке на крякву. Извлечение каждого отдельного кряка выполняется путем незначительного приоткрывания ладони, расположенной на горне. Большой и указательный пальцы охватывают горн, а остальные пальцы образуют продолжение горна. Закрывать и открывать горн слишком сильно не стоит – у вас получится кваканье, а не кряканье. Спокойные и нежные чередующиеся три-четыре кряка, это основной прием при использовании такого манка, именно таким образом работает кряковая весной, привлекая внимание селезня или летом-осенью, подзывая выводок. Медленный "хохот" – чередующиеся и постепенно затихающие продолжительные 2-3-4 кряка, это сигнал "все отлично, все прекрасно и спокойно", также используется при работе с кряковыми.

Вы можете послушать также звуки утиных манков, которые есть на американских сайтах, но не пугайтесь. Если по тембру звучания русские и американские кряквы практически идентичны, то разговаривают они, по всей видимости, на несколько разных языках. Затем большинство американских звуков построены таким образом, чтобы показать все возможности манка, подчинить звуки природы упорядочиванию, чтобы усладить слух простого неискушенного обывателя.

Работа на гусином манке, на мой взгляд, является несколько более сложной, поскольку гусиный манок, это практически язычковый музыкальный инструмент и требует определенной подготовки. Длинноязычковый манок работает в двух октавах, низкой и высокой. В каждом из двух октав частота манка может несколько меняться путем увеличения или уменьшения потока воздуха, протекающего сквозь манок, а также путем закрытия или открывания ладонью горна. В руке манок держится так же, как и утиный – большим и указательным пальцем за горн, а остальные три пальца работают, закрывая и открывая отверстие горна.

Продувая манок воздухом, не стоит раздувать щеки: работают животом. Когда вы начнете правильно извлекать звуки, вы поймете, что это именно так. Пропуская небольшое количество воздуха, вы извлекаете низкий звук. Это основной звук гусей рода Anser. Именно такие звуки издают гуси на кормовом поле, изредка вскрикивая и переходя на высокие. Если, извлекая из манка низкий звук резко форсировать скорость потока воздуха, то вы перейдете на высокую октаву. В низкой и высокой октаве, несколько меняя скорость протекания воздуха сквозь манок, можно достичь различных оттенков звучания и тембра. Можно извлечь очень высокие тона звучания, если полностью закрыть манок рукой и резко пропустить воздух.

Одним словом, выберите удобное время и место, чтобы не травмировать окружающих и особенно родственников, и тренируйтесь, тренируйтесь больше, старясь уловить все тонкости и возможности вашего манка. Даже просто извлекая резкие звуки, переходящие из низкой октавы в высокую , вы уже имитируете гуся, тембр хорошего манка соответствует тембру звучания гусей. В сети вы можете скачать различные варианты крика живых гусей и пытаться их повторить.

Теперь о каждом гусе отдельно.

Серый гусь – считается прародителем домашних гусей и "песня" серого гуся очень похожа на эти "металлические" или, если хотите "пластиковые" низкие звуки, которые несутся с деревенских дворов. Серый гусь предпочитает общаться в основном в низком диапазоне, лишь изредка переходя на высокие . Какой-то особой закономерности в повторяемости этих звуков я не заметил, он их распевает как хочет, иногда растягивая, а иногда просто повторяя один низкий звук за другим. На серого гуся манок должен быть настроен несколько ниже, чем на гуменника и, тем более на белолобого, но манок, настроенный на гуменника является универсальным и на серого, и на гуменного гуся

Звуки гуменника подчинены определенной закономерности, особенно в полете. В низком диапазоне гуменник издает повторяющиеся короткие звуки, а в высоком сдвоенные высокие. Именно по этим высоким сдвоенным звукам можно всегда безошибочно определить стаю гуменников. Имитация именно этих звуков используется, чтобы обратить внимание далеко пролетающих гусей на ваши чучела или профиля. При приближении стаи желательно работать в низком диапазоне, издавая не столь громкие звуки, а когда стая желает приземлиться, извлечение звуков должно быть очень аккуратным и негромким. В таких случаях стоит прикрыть горн ладонью и направить горн вниз себе в грудь.

На большого белолобого гуся манок должен быть настроен повыше, чем на гуменника или на серого. На высоких тонах звуки белолобого иногда напоминают звуки пискульки, но они не столь нежные, как у последней. Подлетающая стая белолобых звучит, как на низких, так и на высоких тонах, но в общем и целом, эти звуки несколько напоминают какофонию, но, конечно, не компанию галок, которую создают стаи белощекой казарки.

В общем и целом привлечение стаи любых гусей из вышерассмотренных должно подчиняться одним и тем же правилам: громко и разнообразно при работе на дальней дистанции и постепенным затуханием и переходом на низкие при подлете и посадке.

Я не являюсь первоклассным исполнителем на манке, что вы можете легко понять из записанных мною звуков, но и эти скромные звуки позволяют мне привлечь гусей на дистанцию уверенного выстрела или даже посадить гусей в чучела и получить максимальное удовольствие от охоты с манком.

Поверьте мне, это и есть настоящая охота!



 Все разделы

 

Манки серии Дичь



Популярный чиповый манок от производителя

Продукция разработанная и выпускаемая нашей компанией

Электронный манок для зверей и птиц серии Дичь
Аксессуары для имитаторов голосов

Далее
 

 

Корзина

  Ваша корзина пуста

 

 

Производители

ОАО «ГЗАС»
ООО «Лема»
ООО «Манок»
ООО «Оборонтех-СПб»


 

 

Новые товары

Электронный манок Дичь-4 (236 голосов)
Цена: 11000.00 руб
Динамик ТК-9RU
Цена: 2400.00 руб
Электронный манок Hunterhelp Standart 2
Цена: 8400.00 руб
Электронный манок Hunterhelp PRO в кейсе
Старая цена 39500.00 руб
Цена: 37500.00 руб

Электронный манок Дичь-2М (60 голосов)
Старая цена 6500.00 руб
Цена: 6200.00 руб

Электронный манок Беркут-ДУ(185 голосов)
Старая цена 12000.00 руб
Цена: 11500.00 руб

Активный динамик Егерь
Цена: 6000.00 руб
Электронный Манок Егерь 6
Цена: 11500.00 руб


 

    ©2008-2015 "Электронный Манок" - Manok.su